Белая майка никогда не была просто майкой. Она всегда была носителем смыслов и идей. Вещь-заявление спустя столетие утратила свой первоначальный контекст, но сохранила настроение. За это мы её и любим.
1912 год, Стокгольм — в программу Олимпийских игр включили женское плавание. Общественность оказалась не готова к непривычно «откровенной» форме. Купальники были похожи на современные майки, только имели подобие шорт. Отсутствие рукавов давало спортсменкам свободу движения. Их шили из различных материалов, включая шёлк, который считался весьма «нескромным», так как часто после погружения в воду ткань просвечивала. Также использовался хлопок и шерсть, которая благодаря своей плотности считалась самой приемлемой.
Затем майку присмотрели и другие спортсмены: в ней было не так жарко, она не сковывала движения, легко и быстро надевалась.
До 1920-х годов обнажать руки на публике было не принято. Но лёд тронулся — в моде произошла революция. Сильно изменился стиль женщин: девушки стали выбирать более короткие стрижки, носить открытые платья и короткие юбки.
В то время майки использовались в качестве спортивной одежды, купальника или как предмет нижнего белья.
В 1935 году современную версию майки-алкоголички выпустил бренд Cooper’s Inc. Она называлась A-shirt, сокращение от слов athletic shirt или же указание на А-образную форму майки.
В 30-е и 40-е годы майки часто появлялись на мужчинах в американских фильмах. Герои в основном — грубые, вульгарные, агрессивные, связанные с криминальным миром. Кроме того, индустрия кино не отходила от классических представлений о маскулинности. Наглядный пример — фильмы «Бешеный бык», «Рэмбо», «Крепкий орешек» или «Росомаха».
В начале 1950-х в прокат вышла драма «Трамвай “Желание”» с Марлоном Брандо в главной роли. Актер был одет в грязную и рваную майку. Майка символизировала низкий социальный статус его персонажа и его животную сексуальность. В его случае майка служит визуальным подтекстом, который подчёркивает агрессивность, но не демонстрирует её напрямую.
Есть и позитивные примеры: Ченнинг Татум в роли танцора в фильме «Шаг вперёд» или главный герой «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» — студент политехнического университета.
Знаменитости того времени любили белую майку: например, Николас Кейдж («Воздушная тюрьма») и Кевин Бейкон («Свободные»). Это ещё больше сказалось на популярности маек в массовой культуре.
В то же время майка символизировала силу и целеустремлённость женских персонажей в приключенческом и хоррор-кино. Героини в таких майках всегда выглядят эффектно: Анджелина Джоли в «Ларе Крофт» или Линда Хэмилтон в «Терминаторе».
Благодаря фильмам, музыкальным клипам и знаменитостям этот период в моде произошли колоссальные изменения. Считалось, что верхняя половина образа должна быть облегающей, а нижняя — более свободной. Майки стилизовали с кожаными куртками или пиджаками и широкими джинсами или брюками клёш. По мере того, как западный мир становился более либеральным, всё больше людей стали посещать пляжи и парки, надевая более открытую одежду, чтобы загорать и наслаждаться тёплой погодой.
С 1970 года в регионах Южной Италии, где сошлись такие факторы, как тёплая погода, экономическая бережливость и итальянский мачизм, майка начала свою эволюцию от нижнего белья к верхней одежде.
В СССР майки-алкоголички получили своё название благодаря тому, что были неотъемлемой частью гардероба типичного любителя выпить.
1990-е — расцвет минимализма. Самый актуальный образ — классическое сочетание однотонной майки и голубых джинсов. Синди Кроуфорд снялась в таком образе для легендарного ролика Pepsi к Супербоулу.
Многие поп-звёзды, включая икон того периода, группу Spice Girls, с помощью маек демонстрировали свою фигуру. Белая майка стала настоящим поп-культурным феноменом: её носили, кажется, абсолютно все звезды. Важный вклад в её популяризацию сделали рэперы, особенно заметным был DMX. Он носил простые майки и мешковатые джинсы. Его стиль гардероба позаимствовали и другие рэперы, от Снуп Дога до Тупака.
В 1990-е Dolce & Gabbana представили свою первую коллекцию мужской одежды: толпа накачанных моделей ходила по подиуму в майках-алкоголичках. Дизайнеры любят работать с родными итальянскими культурными кодами, и, скорее всего, выбор маек отражал не только торжество сексуальности (что, безусловно, одно из важнейших ДНК бренда), но и историю с итальянскими иммигрантами в США.
В 1998 году подростки постоянно носили такие майки — они для них были символом принадлежности к альтернативной культуре и в какой-то мере отличительным признаком аутсайдера.
Параллельно с этим белую майку начинают стилизовать в романтичных образах, играя на контрастах. Кэрри Брэдшоу в сериале «Секс в большом городе» ходила в белой майке на свидания. Бретели на её майке шире, чем на привычных алкоголичках. В повседневную моду входят различные вариации классической модели.
2004 год — бренд Helmut Lang на неделе моды в Нью-Йорке представил серию асимметричных маек-алкоголичек, которые намеренно обнажали тело моделей — это был жест, который предвосхищал все агендерные майки современности.
Майка стала трендом, ставящим под сомнение понятие формальности и социального класса. В гардероб панков она вошла в качестве антибуржуазной одежды. Благодаря популярности баскетбола майки стали особенно любить в мире хип-хопа, а затем, после слияния с миром моды, вошли в лексикон стритвира и распространились в хипстерской субкультуре.
В 2010 году актуализировали майки модели — Джиджи и Белла Хадид, Дженнер Кендалл, Мика Арганарас, которые после каждого шоу переодевались в самые обыкновенные вещи. А что может быть более расслабленным, чем обычная белая майка?
Именно расслабленность и комфорт майки стали решающим факторов, почему мы навсегда влюбились в «алкоголичку».
В 2016 году Vogue выпускает обзор коллекции Giamba, в котором супермодели надели пышные юбки в спортивном стиле и майки алкоголички.
Сегодня присутствие маек-алкоголичек на подиуме уже никого не удивляет: мы видим вариации от Миуччи Прады и Рафа Симонса, Джонатана Андерсона, Rick Owens, GmbH и Ludovic de Saint Sernin.
2020 год — белая майка — главный тренд лета. На неделе моды дизайнеры представили множество вариантов, начиная от роскошных версий Prada и Bottega Veneta, заканчивая составляющими многослойных образов Gucci и Sunnei или экспериментальных костюмов Diesel, Ambush, MSGM и MM6 Maison Margiela.
Мари фон Беренс, Сабина Сокол, Сандра Сауседа и другие трендсеттеры носят их с брюками и свободными джинсами, велосипедками и шёлковыми юбками.
Удивительно, как в самом простом базовом предмете гардероба кроется целая коллекция смыслов. Символ мачизма, раскрепощённости, дерзости и бунтарства стал предметом, в котором можно спрятаться от остромодных трендов и расслабиться.
В коллекции ICON by I.B.W. майка представлена из 100% эковискозы в белом и чёрном цвете. Широкие бретели делают её максимально универсальной и уместной как в качестве базы под жакеты, так и в солирующей роли.