Коко Шанель, принцесса Диана, Анна Ахматова и Анна Каренина — культовое маленькое чёрное платье стало связующим звеном между модой, литературой, искусством, знаменитыми личностями и поколениями. Инновационность этого предмета гардероба кроется в его простоте и элегантности. Оно словно чёрный квадрат Малевича — простое только с виду.
В 19 веке идеальный гардероб горожан включал в себя множество нарядов на все случаи жизни. Утренние, прогулочные, визитные, для второй половины дня, для балов, концертов, театров, домашних и официальных ужинов. Этикет строго определял, что и когда уместно надеть. Многие не могли позволить себе много нарядов, и тогда чёрное платье стало идеальным вариантом. Французская императрица Евгения ввела чёрный в повседневную моду.
1847 год — выходит роман «Джен Эйр» Шарлотты Бронте. В произведении подчёркивается универсальность чёрного платья. Героиня, гувернантка в богатом доме, приехала всего с тремя платьями. Одно, серое — для самых торжественных случаев, и два повседневных чёрных — шерстяное и шёлковое.
Чёрный цвет очень выручал женщин, которые сами зарабатывали себе на жизнь — гувернанток, модисток, экономок и многих других. Французские импрессионисты часто изображали на картинах девушек в чёрном.
1878 год — выходит роман на «Анна Каренина». Героиня надела на бал чёрное платье с глубоким вырезом и кружевами. Роскошное, элегантное бальное платье выгодно выделяло Анну на разноцветном фоне других дам.
В 1883 году в России также понимали ценность такого платья. Постепенно набирала популярность идея, что у каждой женщины может быть одно чёрное платье на все случаи жизни. В одном из российских модных журналов писали: «В настоящее время чёрное бархатное платье составляет такую же неизбежную принадлежность гардероба всякой дамы, как и чёрное кашемировое; это резервный батальон, который нужно иметь на всякий непредвиденный случай. Раз у вас в картонке лежит чёрное бархатное платье, вы можете быть спокойны, что никакое неожиданное приглашение не поставит вас в затруднительное положение относительно туалета».
В 1919 году Эмили Пост, один из самых авторитетных специалистов по этикету, отметила, что «очень утомительно всё время носить чёрный, но ни один другой цвет настолько не удобен, универсален и не выглядит уместно в любой ситуации».
В 1921–1924 годах французские модельеры Дреколь, Пату и Дженни предлагали большой выбор «маленьких чёрных» из атласа, велюра, тафты и бархата. Были платья с вышивкой или кушаком, с кружевами, лентами, кистями и чёрным бисером. А также построже — прототипы творения Коко Шанель.
В 1922 году популярный дом моды «Премэ» выпустил простое платье из чёрного атласа, с белыми манжетами и воротником. Модель называлась «Ля Гарсон», в честь одного из самых популярных романов того времени. В одном из модных журналов писали, что на долю «Ля Гарсон» выпал успех, которого не знала раньше ни одна модель платья.
1923 год — хроникёр заметил среди отдыхающих даму в подчёркнуто простом (значит, остромодном) платье из чёрного альпака и шёлка с белым воротником и манжетами. Изображение дамы сразу оказалось на страницах Vogue под заголовком: «Благородная простота остаётся главным правилом элегантности».
В 1925 году дом моды Жанны Ланвен представил скромное платье из чёрного атласа без отделки. Словосочетание «маленькое чёрное платье» иногда уже встречалось в литературе и прессе.
1926 год — второй день рождения маленького чёрного платья. В этом году его создаёт Коко Шанель. Посмотрев на разноцветную толпу, дизайнер отметила: слишком много цвета. Лишь чёрное платье выглядело по-настоящему элегантным. Vogue называет его «фордом» в гардеробе, и все модницы мира облачаются в чёрное.
Шанель была гениальным стилистом. Именно этот наряд стали считать отличной основой для любого времени суток и любой ситуации. Белые воротники и манжеты делали его строгим и деловым, множество украшений — нарядным, а роскошное колье — вечерним. Само платье при этом было практически незаметным, оно лишь подчёркивало фигуру женщины и красоту её кожи. Коко говорила: «благодаря мне бедные девушки могут разгуливать, как миллионерши».
Платье Шанель было сшито из чёрного крепа Х-образного силуэта, с боковыми швами и длинными рукавами. Полукруглый вырез, футлярный крой со свободной юбкой, небольшой акцент на талии. Его революционность заключалось в аскетизме.
Идея, концепция и смыслы были придуманы до Шанель, но именно гениальность стилиста подняла маленькое чёрное платье на новый уровень. Творение произвело фурор. После Первой мировой войны женщины стали более самостоятельными, многие пошли работать, и у них больше не было времени переодеваться по пять раз в день.
Уоллис Симпсон, герцогиня Виндзорская, говорила: «Если на вас правильное маленькое чёрное платье, ничто на свете не сможет его заменить». Кристиан Диор также говорил, что дамский гардероб без этого платья обойтись просто не может.
Со временем платье постепенно переосмысливается и трансформируется.
1960-е. Многие дизайнеры имели своё видение легендарной модели. Яркий пример — платье, созданное Юбером де Живанши для Холли Голайтли, героини фильма «Завтрак у Тиффани». Платье было длиной до щиколоток и полностью открывало руки, плечи и лопатки. Выход фильма поднял новую волну популярности чёрного платья. Позже оно было продано на аукционе за 200 тысяч долларов.
1980-е — Карл Лагерфельд во главе дома Chanel на пике популярности создавал платья классических силуэтов и длиной в пол.
1986 год — на церемонии вручения премии «Оскар» певица Шер появилась в чёрном платье, сшитом Бобом Маки. Однажды произведя фурор, Шер не раз показывала, какими разными могут быть привычные для нас маленькие чёрные платья. В 1988 году Шер пришла на церемонию в полупрозрачном платье-комбинации, а в 1989-м — в мини-платье бандо.
1990-е — пик популярности культового платья. Лаконичность этого предмета гардероба оказалась очень созвучна с общим настроением эпохи победившего минимализма. Немало помогли здесь и культовые выходы икон стиля того времени.
1992 год — Джанни Версаче создал чёрное платье для своей сестры Донателлы. В платье из осенне-зимней коллекции Miss S&M синьора Версаче вместе с братом пришла на Met Gala. Её наряд олицетворял образ женщины Versace — неприступной, сильной, сексуальной и удивительно притягательной.
В 1994 году принцесса Диана появилась на благотворительном вечере в маленьком чёрном платье, названном впоследствии «платьем мести». Это был важный исторический момент: леди нарушила все королевские правила — длина выше колена, смелое декольте, высокие каблуки.
В наши дни дизайнеры продолжают экспериментировать с вечной классикой. В коллекции Виржини Виар маленькое чёрное платье представлено в твидовом исполнении на тонких бретельках, а у Джамбаттиста Валли — обрело приталенный крой, длинные рукава и белый воротник.
В аукционном доме «Сотбис» традиционно проводится аукцион «Маленькое чёрное платье». На аукционе были представлены винтажные платья, начиная с 1920-х годов до наших дней самых известных дизайнеров — от Шанель до Баленсиаги, от Ива Сен-Лорана до Йоджи Ямамото.
В коллекции ICON by I.B.W. маленькое чёрное платье представлено во всех видах силуэта: от идеальных песочных часов до прямого кроя. Все платья имеют лаконичный дизайн и являются отражением легендарной классики. Платье можно дополнить манжетами, белым воротничком, поясом или роскошными аксессуарами — мгновенно создавая деловой, повседневный или вечерний образы.