Юбка-пачка навсегда останется для нас порталом в мир безусловной красоты, искусства и лёгкости. Благодаря грации балерин и таланту дизайнеров пачка стала иконой 21 века.
До второй половины 19 века балерины выступали в нарядных платьях, которые мало отличались от тех, в которых приходили зрительницы. Но в один день всё изменилось.
1832 год, 12 марта — именно эта дата считается днём рождения балетной пачки. В этот день впервые балерина Мария Тальони выступила в многослойной пышной юбке на спектакле «Сильфида» в Париже.
Эту модель придумал отец балерины, Филиппо Тальони, выдающийся хореограф эпохи романтизма, а эскиз юбки был выполнен французским художником Эженом Лами. Юбка произвела фурор и со временем стала настоящим олицетворением мирового балета.
В 1850-е годы юбка длиной до середины икры становится особенно пышной.
А в 1880-е длина начинает уменьшаться — сначала до колен, затем полностью открывает ноги. Заметную роль в этом сыграл и технический прогресс в театре. Появилось более яркое газовое освещение, а сочетание лёгких тканей и газового освещения было небезопасным.
В начале 20 века в моду входит многослойная пружинистая юбка с пришитым к ней лифом. Пачку украшают перьями и драгоценными камнями.
1907 год — хореограф Михаил Фокин одевает танцовщиц в балете «Шопениана» в удлинённые юбки — «шопенки». Одним из традиционных материалов для юбок-пачек стал тюль — лёгкий, очень тонкий сетчатый материал, который может быть изготовлен из различных волокон, в том числе шёлка, вискозы и нейлона.
Царская Россия отличалась консервативностью и не сразу приняла новинку. Новатором сначала стала прима Большого театра Аделина Джури в начале 1900-х годов. Балерине не понравилась длинная юбка, в которой ей предстояло позировать перед фотографами, и она отрезала часть подола. С тех пор пошла мода на короткие пачки.
22 декабря 1907 год стал по-настоящему переломным для русского балета. Балерина Анна Павлова представила «Умирающего лебедя», и все возмущённые экстремальной длиной пачки навсегда смирились с этим.
В 1930-е годы балетные юбки начали делать из синтетических материалов. Они стали значительно легче. Появились более короткие пачки с узнаваемым лифом, баской и пластиной. Пачка теперь часто укреплялась металлическим обручем, чтобы сохранить форму и внешний вид более коротких и высоких пачек.
В конце 1940-х хореограф Джордж Бланчин решил, что зрителям нужно видеть движения танцовщицы, не стеснённой большой пачкой с обручем. Для этого художница по костюмам Барбара Каринска создала пачку «пуховка». Пачка была меньше, короче и легче.
До 1930-х годов влияние моды на балет было односторонним. Только когда это искусство стало активно развиваться и проникать в массовую культуру, модельеры начинают использовать балетные образы в своих коллекциях. Платья с пышными юбками из тюля появляются в коллекциях Chanel, Lanvin, Schiaparelli, позже у Dior и Yves Saint Laurent’s.
С конца 1940-х годов в период, когда в моду вошел один из самых женственных стилей в истории моды New Look Кристиана Диора, вновь проявился интерес к пышным юбкам балерины. Огромной популярностью начали пользоваться и тюлевые подъюбники для пышных платьев.
В 1954 году в журналах Vogue, Life и Harpers Bazaar появились фотографии Мэрилин Монро в юбке-пачке американского дизайнера Анны Кляйн, сделанные знаменитым фотографом моды Милтоном Грином.
1950-1970-е: пачка спускается с талии на бедра, становится более короткой и широкой.
Популярности балетной темы в моде, безусловно, способствует кино и массовая культура. В 80-х годах выходит фильм «Танцоры» с Михаилом Барышниковым. Дизайнер Мариполь создала для Мадонны наряд из белого корсета с глубоким декольте и пышной полупрозрачной многослойной юбки, напоминающий наряд балерин. В нём обыгрывалась тема женственности и невинности, с которой когда-то ассоциировались и классические балетные пачки, и дерзкая сексуальность.
В 1970-е–1990-е годы к теме пышных юбок-пачек периодически обращались многие известные дизайнеры: Ив Сен Лоран, Риккардо Тиши, Юбер де Живанши, Кристиан Лакруа, Жан-Поль Готье, Валентино, Франко Москино, Прабал Гурунг, Жиль Мендель, Кейт и Лора Малливи, создавшие бренд Rodarte, Ирис ван Херпен и другие.
Одним из главных пропагандистов тюлевых юбок стал французский модельер Жан- Поль Готье. Дерзкий и эпатажный экспериментатор уже в своей первой коллекции 1976 года продемонстрировал новый взгляд на юбку-пачку, предложив носить её с кожаной курткой косухой и кедами. Все последующие годы тема пышной юбки балерины присутствовала в творчестве Готье.
В это же время подиумы захватил тюль — пышные многослойные свободные платья и юбки из него создавали Мария Грация Кьюри в своем дебюте в качестве креативного директора дома Christian Dior, Джамбаттиста Валли, Симон Роша и другие модельеры.Некоторые дизайнеры не могли игнорировать балетную тему из-за собственной любви к танцам, так было с Тьери Мюглером. Он с детства занимался классическим танцем и после ухода в моду превращал каждый свой показ в спектакль. Характерные черты его нарядов — точный крой, плотно облегающий фигуру, крупные плечи, узкая талия — содержат хоть и не буквальные, но узнаваемые отсылки к наряду балерин.