Рубашка — самая первая ассоциация базового гардероба — с нами тысячи лет. Она пережила множество трансформаций, чтобы в 21 веке предстать перед нами белым холстом.
Римская туника свободного кроя из льна или шерсти — предшественница современной рубашки.
В 8 веке Карл Великий издал «…директиву о ношении его персон рубашек и брюк изо льна и хлопка». В связи с этим событием популярность рубашки возрастала.
В 12–13 веках благодаря куртуазной культуре рубашки стали длиннее, а в составе появился шёлк. Рубашки надевали под камзолы и верхнюю одежду контрастных тёмных цветов.
На создание одного квадратного метра полотна уходило более 80 часов кропотливой работы портного. Кроме того, рубашка предполагала регулярную стирку, глажение и подкрахмаливание. На это требовалось время, поэтому шёлковые рубашки стали одеждой для высшего сословия. Простолюдины из практичности зачастую выбирали рубахи из более грубой и более тёмной ткани.
В женском гардеробе итальянок того времени была в моде дырчатая ткань рукавов, сквозь отверстия которой был пропущен полупрозрачный светлый материал нижней рубашки.
В средневековье было принято носить две рубахи. Рыцари средневековья использовали льняную рубашку в качестве нижнего белья и надевали под свои доспехи. Появление в одной нижней рубашке в обществе считалось неприличным.
В эпоху Возрождения рубашка стала модным элементом нижнего белья, часть которого просто необходимо выставить на всеобщее обозрение. У рукавов верхней одежды были специальные разрезы, через которые протаскивали ткань сорочки.
В 14 веке появились новые методы и технологии изготовления и обработки тканей. Одежду стали производить из тонкого батиста. Рубашки обязательно украшали вышивкой или тесьмой. Такие рубахи могли себе позволить только люди, принадлежащие к высшему сословию.
В 16 веке в Италии в моду входит плетёное кружево, которое стали использовать для воротников и манжет. Рубашка становится предметом гордости, который передают по наследству.
В начале 17 века одним из элементов мужской классики считается белая рубашка с запонками. Во времена правления Людовика XIV в моду вошло использование для рубашки пары одинаковых стеклянных пуговиц, соединённых между собой короткой цепочкой.
На Руси рубашка всегда была частью национального одеяния. Те, кто могли себе позволить, выбирали туники с длинным рукавом и разрезами по бокам из дорогих тканей. Простые люди надевали сорочки из холста или пестряди, подпоясывали их шнурком. «На выход» рубаху декорировали съёмным воротником круглой формы, а манжеты расшивали. Шилась такая рубаха либо из полотна белого цвета для крестьян либо из шёлка для знати. Её длина доходила до ступней, а декор состоял из вышивки по горловине или подолу, либо их обшивали тканью другого цвета.
Затем появилась рубашка-косоворотка, которая была короче предшественницы, а также горничная рубаха, которую носили в горнице. Крестьяне стали носить рубаху в качестве верхней одежды. Она считали её оберегом от злых духов. С подачи Петра I рубашки на Руси приобрели европейский вид — на них появились кружева и стоячие жёсткие воротники.
1789–1791 года — во время Великой Французской революции основными требованиями к рубашке стали простота и удобство.
Важным этапом в истории белой рубашки стало изобретение первой хлопкоочистительной машины. Производство хлопка выросло в 450 раз. Рубашки стали более сдержанными. Они идеально сочетались с модными фраками. Можно сказать, что это было зарождение делового стиля мужской одежды.
В 19 веке рубашка становится национальной одеждой в США. В эпоху гражданской войны она входит в состав униформы для солдат. Накрахмаленные жёсткие воротники уступают место мягким. У женщин того времени пользуется спросом английский костюм: блузка, юбка и жакет.
Период 1920-х годов стал одним из новаторских в истории белой рубашки. Коко Шанель перевернула мир моды, введя мужской стиль в женский гардероб. Женщины начали носить брюки, свободную белую рубашку и кардиган.
Образы Шанель демонстрировали кинозвезды. Одной из первых была Марлен Дитрих. Благодаря актрисе окружающие узнали, что в строгой мужской белой рубашке женщина может выглядеть женственно и сексуально. Со временем эту идею подхватили и другие звезды: Кэтрин Хепберн, Мерилин Монро, Одри Хепберн, Бриджит Бардо.
В 1950-е годы вышел фильм «Римские каникулы». Образ Одри Хепберн в белой рубашке с закатанными рукавами и поднятым воротником стал культовым.
В 1967 году Твигги появилась на страницах глянца в костюме в тонкую полоску и в белой рубашке с галстуком, что ещё больше сделало этот стиль популярным.
Знаковым был и образ Патти Смит на обложке альбома Horses в небрежной белой рубашке мужского кроя. Этот альбом становится легендой, а Патти Смит иконой нового стиля.
В 1980-е годы культовыми были белые рубашки от Gianfranco Ferre с крупными воротниками и манжетами. Тогда же начал появляться офисный дресс-код, стиль «яппи». Классическим стало сочетание белой рубашки и костюма-двойки.
В 1990-е годы в моду вошла естественная сексуальность, которая подчёркивалась простой одеждой. Эталонами стиля становится героиня Джулии Робертс в фильме «Красотка», носившая белую рубашку oversize и Ума Турман в «Криминальном чтиве», сочетающая рубашку с брюками-дудочками.
В 1999 году Кэролин Бессетт-Кеннеди выбрала белую рубашку для гала-ужина фонда Bright Night Whitney.
В 21 веке белые рубашки вновь полюбили звёзды стритстайла — Даутцен Крез добавляла её к комплекту из плечистого жакета и узких джинсов, Каролин Даур носила их вместе с шортами, Елена Перминова делала ставку на классику — сорочка и смокинга, Йойо Као также выбирала дуэт белого и чёрного.
Знаменитости появлялись в рубашке на красных дорожках весной 2022 года. Так, на вручении премии «Оскар» актриса Зендея предстала в укороченной рубашке бренда Valentino, а Ума Турман — в застёгнутом под горло изделии марки Bottega Veneta. Среди других звёзд, отдающих предпочтение тренду, американские актрисы Кристен Стюарт и Ванда Сайкс.
Во время подиумного сезона FW22 дизайнеры представили своё видение классической рубашки. Показ бренда Louis Vuitton открыла актриса Чон Хо Ен, которая надела белую рубашку, кожаный оверсайз-пиджак и жёлтый галстук с цветочным принтом.
Коллекцию ICON by I.B.W. невозможно представить без рубашки. Именно она стала первой в списке культовых вещей вне времени. В коллекции представлены рубашки из 100% высококачественного хлопка свободного, приталенного силуэта и специальная рубашка с вышитыми вручную вертикальными защипами, широкими манжетами и чёрными пуговицами для смокинга и фрака. Рубашка белого и чёрного цвета — ключевая вещь, с которой можно составить конструктор любого образа, от делового до пляжного.