Английский аристократизм и элегантность, французский шик и русская брутальность — главные ассоциации к этому излюбленному предмету гардероба.
Пальто Облонского в «Анне Карениной» и Веры Ефремовой в «Воскресенье» Толстого, Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского, Вари в «Вишневом саду» Чехова, и даже рассказ Людмилы Петрушевской с названием «Чёрное пальто» — пальто стало частью культурного кода русского народа. Но этот предмет гардероба пустил корни несколько сотен лет назад.
В 18 веке пальто было частью рабоче-крестьянского гардероба в испанской провинции. Тогда подобная одежда называлась palletoque — от двух слов: pallium «просторный плащ» и toque «головной убор».
С годами удобная и функциональная вещь постепенно завоевала внимание в других странах Европы — Франции, Англии, России — и в каждой из упомянутых стран этот вид одежды пошёл по своему пути развития. Так, именно англичане придали одежде испанских простолюдинов разнообразие, аристократизм и элегантность. В Голландии эта одежда простого люда неожиданно превратилась в дворцовый наряд «пальтрок», а во Франции — в военное обмундирование «пальто».
На Востоке пальто (в то время его ещё называли халатом) было не только удобной одеждой, но и показателем статуса. Подчинённым дарили халат в подарок и одновременно повышали в должности. Их украшали вышивкой, мехом, отделкой.
В Китае от вышивки на пальто люди понимали, кто перед ними стоит. Например, аист означал высший ранг чиновника, а крестьяне носили вышитую сороку.
В России дальним родственником пальто в России считается кафтан, который был популярен среди различных слоёв населения. Крестьянские фасоны были пошиты из сукна, а боярские — из парчи. Даже спустя время, когда в Европе пальто было актуально, это слово в России можно было услышать крайне редко. В основном наши соотечественники носили плащи и шинели.
В 18 веке пальто было очень длинным, поэтому на его спину пришивалась пуговица, за которую и цепляли полу, чтобы не испачкать.
В конце 19 века женщины активно начали копировать одежду мужчин. Появилось три варианта силуэта пальто — прямой, трапециевидный и приталенный. А также две длины — общеупотребительная длинная и привычная для спортивных моделей короткая.
В 1889 году Нелли Блай, журналистка из Питтсбурга, решила побить рекорд героя романа Жюля Верна и обогнуть землю менее, чем за 80 дней. С собой она взяла всего несколько вещей, среди них — любимое дорожное пальто. Почему Нелли Блай выбрала для путешествия именно клетчатое пальто, неизвестно. Но именно эта модель и расцветка мгновенно стала популярной.
В 20 веке пальто шили из шерсти, фетра, бархата или плюша, украшали натуральным мехом и вышивкой. Подкладку делали из шёлка или сатина. Киноиндустрия и развивающаяся модная индустрия сделали пальто символом роскошной жизни. Пальто носили голливудские кинодивы, брокеры с Уолл Стрит и советские писатели.
1951 год — ставку на пальто основатель Max Mara Акилле Марамотти сделал уже в первой коллекции, в которую вошли два пальто и один костюм. Скопированы они были с парижских моделей, но стоили намного дешевле. Марамотти никогда не называл себя дизайнером, а лишь внимательно смотрел по сторонам и предлагал женщинам то, в чём они нуждались. В послевоенной Италии дамам требовалась практичная и элегантная одежда.
Кинематограф диктовал свои правила выбора и стилизации пальто. Одна из самых популярных моделей пальто — двубортное — вошло в историю во многом благодаря кино. Этому поспособствовала Марлен Дитрих, создав образ хрупкой и сильной женщины в пальто «с мужского плеча».
1968 год — Барбра Стрейзанд в фильме «Смешная девчоночка» вжилась в роль Фанни Брайс, певицы с звонким голоском, которая пытается добиться успеха на сцене, исполняя водевиль. И эволюция, через которую проходит героиня — от цепкой забавной девушки из Бруклина в матросском платье до гламурного хедлайнера в пальто с леопардовым принтом, — отражается в её стиле на протяжении всего мюзикла.
На стиль времени влияли и знаменитости. Коллекцией пальто принцессы Дианы можно вдохновляться. Она знала, как элегантно носить пальто в холода. Абсолютная классика в коллекции — пальто бежевого цвета. Пальто классических оттенков и моделей всегда останется безупречной классикой, иконой.
На неделях моды сегодня определилась глобальная тенденция — в основе коллекций лежат простые, хорошо известные нам предметы гардероба. Например, у Gucci, Sportmax и Tod’s это серое пальто. Правильно скроенное длинное пальто можно увидеть у Марии Грации Кьюри и у Вирджинии Виар.
Интересно наблюдать за тем, что происходит на стритстайле. Это голос стилеобразующих девушек. Каролин де Мегрэ на неделе моды в Париже верна парижскому стилю: пальто средней длины, прямого кроя, как будто с мужского плеча — классика для француженок. Оно сделает даже повседневный образ элегантным.
В длинном пальто была замечена Камиль Шарьер — парижская it girl носит его с рваными джинсами, голубой классической рубашкой, свитером и бейсболкой. А креативный директор La Collection Флоренс Кулс предпочитает такую длину макси круглый год и в любых ситуациях, показывая, что подобную модель можно носить с брючными костюмами, трикотажными платьями, кашемировыми комплектами, шёлковыми комбинациями и в целом сочетать с чем угодно.
В коллекции ICON by I.B.W. представлены канонические модели пальто в бежевом и чёрном цветах: двубортное и пальто на запах из мягкой австралийской шерсти с отделкой ручного стежка. Именно эти две модели являются культовыми и необычайно универсальными — настоящая инвестиция в базовый гардероб.